
В колледжах России открыли новую специальность по интеграции ИИ-решений
Министерство просвещения РФ объявило о запуске нового образовательного направления «Интеграция решений с применением технологии искусственного интеллекта», ставшего первым в сфере среднего профессионального образования, ориентированным на прикладную подготовку специалистов в области ИИ. По словам руководства ведомства, такой шаг обусловлен стремительным проникновением интеллектуальных технологий в самые разные профессии и необходимостью формирования гибких учебных модулей, способных своевременно адаптироваться к новым инструментам и методикам.
Специальность среднего профессионального образования 09.02.13 «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта» была утверждена Министерством просвещения РФ в январе 2025 г. и уже доступна в 38 колледжах 30 российских городов, включая такие ведущие образовательные учреждения, как колледж телекоммуникаций МТУСИ, Московский международный колледж цифровых технологий «Академия ТОП», колледж «Синергия» в Москве, Калининградский бизнес-колледж и Сибирский политехнический техникум.
Учебный план рассчитан на 3 г. 10 мес. после 9 класса или около 2 лет 10 мес. после 11 класса и включает программирование и алгоритмы машинного обучения, работу с большими данными и базами, разработку и интеграцию готовых ИИ-моделей, администрирование, безопасность и междисциплинарные курсы по экономике, праву и управлению проектами.
Отдельное внимание сейчас уделено поддержке преподавателей: для эффективной работы с новыми модулями им предстоит пройти специальные методические семинары. Это позволит педагогам не только использовать нейросети для автоматизации рутинных операций — например, создания учебных презентаций — но и контролировать применение ИИ-инструментов самими студентами при выполнении заданий.
Эксперты образовательного сообщества подчёркивают, что ключевая задача сейчас — выработать оптимальный формат учебных материалов, поскольку технологии искусственного интеллекта развиваются настолько быстро, что требуют постоянного обновления подходов и содержания курсов. Тем не менее уже отмечается высокая заинтересованность колледжей и будущих абитуриентов. Молодые люди понимают, что по итогам обучения они смогут занять вакантные позиции в качестве интеграторов ИИ-решений, MLOps-инженеров, аналитиков Big Data и Data Scientist, тестировщиков и разработчиков ИИ-модулей.