image-block
06.11.2025Светина Майя
post image

Казахстанский госпроект: ИИ найдет для вас идеальное место под кофейню

Минфин республики научил искусственный интеллект на основе обширной базы данных предсказывать, где кипит торговля, а где ждут новых магазинов. Система анализирует миллионы транзакций и подсказывает предпринимателям, где им открыть свой бизнес с наибольшей вероятностью успеха. Старт проекта запланирован через государственные программы поддержки и портал для налогоплательщиков. Ожидается, что полный запуск произойдет после завершения текущего тестирования.

Казахстан превращает государственную цифровую карту финансов в навигатор для предпринимателя. На фоне усилий страны по расширению экосистемы цифровых услуг появилась система на основе искусственного интеллекта, которая изучает поведение потребителей через элементарные данные — электронные чеки и счета-фактуры. Используя эту информацию, алгоритм рассчитывает, где в городе есть спрос, но нет достаточного предложения. Именно туда он и направляет интерес пытливого бизнесмена.

Идея звучит просто, но реализация требует обработки огромных объемов информации. Система получает доступ к данным о каждой транзакции — что, где и когда купили казахстанцы. На основе этого массива данных создается математический портрет торговой активности по районам, категориям товаров и услуг, временным периодам. Искусственный интеллект не просто находит эту информацию, а синтезирует её в полезный вывод: здесь много молодых семей и нет детских магазинов, там спальный район с высокой концентрацией пенсионеров и мало аптек, в другом месте люди тратят деньги на кофе, но большинство заведений закрывается к девяти вечера.

Традиционный анализ рынка пришлось бы начать с экспедиций по городу — проезжать кварталы, прислушиваясь к собственной интуиции и прикидывать, много ли людей на улицах в разное время суток. Более продвинутый подход — заказать маркетинговое исследование: анкетирование потребителей, фокус-группы, анализ конкурентов. Это стоило бы десятки тысяч тенге и заняло бы несколько недель, да и результаты были бы точечными, основанными на небольшой выборке людей.  Консультант по маркетингу потребовал бы процент или фиксированный гонорар. Все перечисленные усилия не только требуют денег, но и времени, а главное — результат останется неполным. Предприниматель при таком подходе всё равно принимает решение, опираясь на отрывочную информацию, интуицию и прошлый опыт, который может вообще оказаться неприменимым к новому месту.

Кроме того, в нововведении скрывается более глубокий смысл. Генерирование этих рекомендаций требует обработки не одного миллиона, а миллиардов записей о покупках. Казахстан фактически монетизирует государственную информацию, которую накапливал через систему электронных счетов-фактур и электронных чеков. Вместо того чтобы она просто лежала в архивах налоговой службы, данные теперь работают на развитие малого бизнеса. 

Есть и прямой экономический эффект. Если система поможет предпринимателю открыть бизнес в месте, где он действительно найдет клиентов, то успешность новых предприятий вырастет, а значит - вырастет занятость и налоговые поступления.