
Искусственный интеллект вместо ручки и тетрадки: как реально учиться без перегрузок
Современные школьники действительно перегружены: по словам депутатов, учёба с домашними заданиями отнимает у них до десяти часов в день, и далеко не всегда это время приносит пользу. Дети массово прибегают к помощи чат-ботов и готовых ответов в интернете — и вместо развития мышления получают лишь формальное выполнение заданий. В Госдуме прозвучало предложение ввести запрет на использование нейросетей и сборников ГДЗ с целью искоренить формализм при выполнении. При этом парламентарии понимают, что цифровизация не стоит на месте и настоящая проблема не в самих технологиях, а в том, как мы их используем.
Никакие запреты на ИИ не снимут перегрузки и не избавят школьников от собразна списать, если сама методика останется прежней. Вместо борьбы с нейросетями нужно научиться применять их там, где они действительно усиливают образовательный процесс.
ИИ-платформы, к примеру, такие как отечественный «Филин», способны формировать тестовые задания на основе школьной или вузовской программы, анализировать скорость усвоения материала и особенности ошибок каждого ученика, формируя уникальные траектории обучения. Это означает, что школьник не тратит время на повторение уже хорошо освоенных тем и получает больше практики по тем вопросам, где испытывает трудности.
Объективность оценивания — ещё одно ключевое преимущество ИИ в составе образовательной платформы. Нейросеть генерирует уникальные варианты тестов прямо во время занятия, исключая списывание и проверяя не знание повторённых ответов, а понимание темы. Преподаватели, в свою очередь, получают точные отчёты о пробелах в знаниях учащихся и существенно сэкономят время на проверке домашней работы.
В настоящее время в Госдуме планируют выработать конкретные предложения по изменению ситуации с загруженностью школьников, с учетом мнения родителей и педагогического сообщества. При этом эксперты уже отмечают, что не технологии порождают проблему перегрузки и бессмысленного «списывания», а неумелое их использование вместе с устаревшим подходом к домашним заданиям. Чтобы снизить нагрузку и при этом повысить качество усвоения информации, нужно не запрещать ИИ, а превращать его в интеллектуального ассистента и творческого напарника учителя.