
Искусственный интеллект в образовании: от страха замены к инструментарию поддержки
Исследование, проведённое Аналитическим центром ВЦИОМ, выявило устойчивое отношение россиян к роли учителя в образовательном процессе. Около 60 % опрошенных заявили, что современные технологии – будь то чат-боты или нейросети – не способны полностью заменить живого педагога. Для оценки риска вытеснения профессии учителя искусственным интеллектом использовался так называемый индекс уязвимости к ИИ. Впервые рассчитанный для российской школы, он показал отрицательное значение (-38 пункта при диапазоне от –100 до +100), что свидетельствует о низкой «заменяемости» учителей технологиями.
Эксперты ВЦИОМа поясняют: ключевой функцией учителя остаётся не только передача знаний и навыков, но и социализация учащихся, формирование их моральных ориентиров. Алгоритмы, какими бы совершенными они ни были, лишены личного опыта, эмпатии и способности к глубоким моральным рассуждениям.
Тем не менее активное развитие образовательных платформ с элементами искусственного интеллекта меняет сам формат преподавания. Одним из ярких примеров стал «Филин» - ИИ-платформа, разработанная в Сколково. В московском техникуме креативных индустрий имени Л.Б. Красина её протестировали на двух группах: студенты, занимавшиеся с «Филином», показали рост успеваемости более чем на 20% по сравнению с контрольной группой.
«Филин» умеет автоматически создавать учебные материалы и проверочные задания по заданной теме. Программа персонализирует учебный маршрут каждого учащегося, отслеживая его прогресс, выявляя пробелы и предлагая точечные задания для повторения сложных тем. При этом система сокращает нагрузку преподавателя за счёт автогенерации проверочных модулей, освобождая время для методической работы и живого взаимодействия с классом или группой.
Таким образом, современный ИИ в образовании всё чаще выступает не конкурентом, а партнёром учителя. Современные образовательный платформы с искусственным интеллектом помогают сделать обучение более персонализированным и эффективным, сохранив при этом главное — общение, социализацию и ценностное воспитание учащихся.