image-block
14.08.2025Светина Майя
post image

Искусственный интеллект в образовании: какие границы видит Минобрнауки

Министерство науки и высшего образования предложило ясные требования к применению ИИ в образовательном процессе, подчёркивая, что эти технологии должны стать помощником ученика, а не источником зависимости.

Министерство напоминает, что сегодня отсутствует единый свод правил использования искусственного интеллекта в учебной и научной среде, и призывает разработать чёткий регламент. Главное условие – внедряемые инструменты должны освобождать школьников и студентов от однообразных действий и стимулировать развитие критического мышления, социальных навыков и когнитивных способностей. По мнению ведомства, ИИ не должен заменить собственные умственные усилия обучающихся, а призван выступить катализатором их самостоятельной работы, выстраивая диалог с пользователем, и не формирую зависимости от алгоритма.

В пресс-службе Минобрнауки отметили, что технологии искусственного интеллекта способны помочь усиливать концентрацию и интерес к изучаемому материалу, способствовать совершенствованию личности и демонстрировать реальный прогресс в освоении дисциплин. При этом разработка нормативно-правовой базы для ИИ в образовании, науке и на рынке труда находится на первоначальной стадии, однако её появление не должно тормозить распространение инновационных решений.

В качестве примера такого инновационного решения можно привести образовательную платформу с искусственным интеллектом «Филин», разработанную в Сколково. Ее тестирование прошло весной 2025 года в Московском техникуме креативных индустрий им. Л. Б. Красина. Система анализировала индивидуальные траектории освоения предмета и автоматически предлагала дополнительные материалы по темам, требующим проработки, облегчая преподавателям задачу персонализации обучения. По результатам пилотного запуска учащиеся отметили повышение мотивации и уверенности в своих знаниях, а преподаватели – сокращение времени на подготовку и проверку заданий. В результате тестирования  «Филина» удалось добиться роста успеваемости в экспериментальной группе более чем на 20%.

Позиция Минобрнауки и экспертов edTech - отрасли сводится к тому, что ИИ в учебном процессе должен быть инструментом поддержки, а не заменой преподавателя или самостоятельной работы ученика, помогая формировать у них навыки XXI века.