image-block
03.09.2025Светина Майя
post image

Искусственный интеллект учит специалистов в сфере гостеприимства

Студентов РАНХиГС, обучающихся на факультете «Менеджмент гостеприимства и индустрии спорта», познакомили с инновационным инструментом — диалоговым тренажёром на базе генеративного ИИ. На первых двух курсах будущие специалисты оттачивали навыки разрешения конфликтных ситуаций с гостями отеля, общаясь на английском языке с виртуальным клиентом. По итогам исследования экспериментальная группа показала существенный рост в работе с конфликтами и усовершенствовала знания иностранного языка.

В рамках эксперимента студенты экспериментальной группы сначала прошли традиционный курс «Урегулирование конфликтов в ресторане и отеле» на английском, а затем закрепили пройденный материал через интерактивные сессии с нейросетью. В роли менеджеров они отвечали на претензии виртуального гостя — от вопросов при заселении до жалоб на антисанитарию в номере. ИИ не просто воспроизводил диалог, но и моделировал агрессивные реакции, требуя от участников гибкости в коммуникации.

Анализ и обратная связь осуществлялись в автоматическом режиме: система оценивала профессиональные приёмы, грамматику и профессиональную лексику. После каждой сессии тренажёр формировал для студента персональные упражнения и рекомендации, а также предлагал план беседы и алгоритм разбора ситуации. При этом участники могли повторять сессии многократно, совершенствуя результаты.

По итогам исследования экспериментальная группа показала на 70% более высокие показатели в разрешении конфликтов по сравнению с контрольной, а 68% студентов отметили заметный рост уровня владения английским языком.

Платформы с интегрированными ИИ-модулями демонстрируют эффективность не только в отработке коммуникативных навыков, но и в общем повышении успеваемости учащихся за счёт персонализации обучения. Наглядным примером является проект по внедрению ЭИОС «Филин» в Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина. В масштабном эксперименте приняли участие 172 студента художественных и технических профессий: 88 обучались с помощью «Филина», а 84 проходили стандартную программу.

ИИ-платформа «Филин» в реальном времени анализировала успеваемость каждого участника, выявляла пробелы и формировала индивидуальные задания, адаптированные под уровень знаний. Такая система непрерывной обратной связи и корректировки образовательного маршрута обеспечивала принцип персонализированного обучения. По завершении эксперимента студенты, работавшие с «Филином», показали рост успеваемости более чем на 20% по сравнению с контрольной группой.

Эти примеры в очередной раз доказывают, что интеграция искусственного интеллекта в образовательные процессы открывает новые горизонты развития: ИИ-платформы автоматизируют анализ результатов и мгновенно настраивают учебную траекторию под потребности каждого студента. Это особенно важно для современных условий, когда объёмы усваиваемой информации стремительно растут, а традиционные методы не успевают адаптироваться к индивидуальным темпам и стилям восприятия.