
ИИ у доски: Фадеев призвал пересмотреть методики образования, на что в Сколково уже есть решение!
Слова главы СПЧ «молодёжь верит интернету и ИИ больше, чем живым людям» звучат не как провокация, а как описание современных реалий. Это не очередная дискуссия о «новых гаджетах в классе». Это признание того, что учебные практики, заточенные под линейные лекции и формальные тесты, перестали быть эффективными, когда у школьника или студента под рукой генеративный помощник, агрегатор знаний и бесконечный поток контента.
Неприятная правда в том, что механическое ужесточение правил мало что даёт. Классическая система образования проиграет, если попробует соревноваться с ИИ в скорости компиляции текстов и фактов. Её роль — научить понимать источники, отличать аргумент от имитации, строить собственные выводы и уметь ответить за них в разных форматах — от устной защиты до практического задания.
Система образования подошла к той стадии, когда требуется переосмысление оценивания — меньше одноразовых контрольных, больше многошаговых проверок с разными типами задач: анализ источника, сопоставление версий, устная защита, практический мини‑проект. Искусственный интеллект в образовании не должен быть «запретным плодом», а должен стать инструментом с чёткими регламентами: что можно автоматизировать, где обязательна ссылка, где требуется «ручная» часть с фиксацией мыслительного процесса.
Хорошая новость — под такие задачи уже есть технологические решения из российской экосистемы. В Сколково создан продукт «Филин» - разработчик компания «Инноцифра». Его ключевая идея — учить на фундаментальных источниках и объективно проверять знания, используя механизмы искусственного интеллекта. На стороне педагога «Филин» позволяет собирать курсы на базе проверенных источников: от классических учебников и нормативных документов до научных статей и статистических данных. На стороне учащегося «Филин» работает как независимый контролёр: знания проверяются многомерно, исходя из анализа поведенческих факторов при обучении. Преподаватель получает реальную аналитику хода образовательного процесса, а не сухой балл, как по всей группе, так и по конкретному студенту.
Такой подход четко вписывается в то, о чём говорит Фадеев: не «бороться» с ИИ, а перестроить учебный процесс, чтобы ИИ не подменял мышление, а гармонично дополнял и совершенствовал работу педагогов.