
Эпоха религиозного искусственного интеллекта: как церкви относятся к цифровому будущему
Гельсингер активно продвигает идеи христианства в технологической сфере. По его словам, развитие ИИ можно сравнить с изобретением печатного станка, и он призывает церковь принять активное участие в формировании новых технологий. Отмечается, что Gloo позиционируется как единая платформа, открытая для различных конфессий, включая католиков, лютеран и даже светские организации. Кроме того, Гельсингер рассчитывает привлечь внимание лидеров индустрии и наиболее влиятельных технологических компаний. Gloo уже разрабатывает чат-боты и ИИ-инструменты для автоматизации пастырской деятельности и поддержки религиозных организаций. Компания привлекла инвестиции в размере $110 млн и обслуживает свыше 140 тысяч религиозных лидеров и некоммерческих структур.
В Русской православной церкви занимают уравновешенную позицию по отношению к развитию искусственного интеллекта. В РПЦ отсутствует официальный запрет на использование ИИ и нейросетей, а сама церковь всегда подходила к новым технологиям с разумной осторожностью, но не с категорическим отрицанием.
Патриарх Кирилл заявил, что РПЦ никогда не отвергала научно-технический прогресс. Однако, по его словам, в обществе нарастают страхи перед будущим, требующие развития богословских исследований. Патриарх выделил критическую проблему: ИИ оказывает существенное влияние на все сферы жизни — экономику, государственное управление, образование, медицину, культуру. Вместе с тем, церковь подчеркивает, что технологические трансформации не должны подрывать основные ценности человеческого бытия: веру, любовь, свободу, ответственность и семейные ценности.
Священник РПЦ Давид Бобров подчеркивает, что церковь оценивает не саму технологию, а то, как человек ее использует. Искусственный интеллект рассматривается как инструмент, подобно компьютеру или молотку — его можно использовать как для созидания (в образовании, медицине, творчестве), так и для разрушения (обман, распространение ложной информации).
В мусульманском мире отношение к искусственному интеллекту носит более сложный характер, балансируя между уважением к научному прогрессу и защитой религиозных ценностей. Мусульманские ученые выражают серьезные опасения относительно замены живых учителей и духовных наставников искусственным интеллектом. Председатель Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Таганулы отмечал, что вопросы фетвы (религиозного разрешения) требуют особого подхода и не должны решаться автоматически системами ИИ. По его словам, за фетвами, особенно в вопросах брака, семейных отношений и других деликатных духовных вопросов, следует обращаться к местным религиозным учёным или Духовному управлению мусульман.
Важно отметить, что мусульманские лидеры указывают на опасность использования ИИ в качестве источника религиозных знаний. Исламская этика требует ответственности за сказанное и полученное знание, и эти принципы должны распространяться и на искусственный интеллект.
Таким образом крупнейшие религиозные традиции мира согласны с рядом принципиальных положений: ИИ должен служить человеку, а не его заменять его. Технологии не должны вмешиваться в сферу духовной жизни, и для этого требуется серьезная государственная поддержка для предотвращения злоупотреблений.