image-block
15.10.2025Светина Майя
post image

Четверть студенческих работ в России написана с помощью нейросетей

Использование искусственного интеллекта российскими студентами достигло рекордного уровня — почти четверть всех академических работ выполнена с применением ИИ-технологий. Этот показатель вырос в четыре раза за два года, при этом классический плагиат отходит на второй план. В ответ на новые вызовы разработчики образовательных платформ предлагают инновационные решения для проверки подлинного авторства работ.

С января по сентябрь 2025 года система «Антиплагиат» проверила свыше двух миллионов студенческих работ и обнаружила признаки использования генеративного искусственного интеллекта в 24% текстов. Для сравнения: в 2024 году этот показатель составлял 17,8%, а в 2023-м — всего 5,3%.​ 

Парадоксально, но рост использования ИИ привел к снижению уровня традиционного плагиата с 30% до 21,7%. Средний объем студенческих работ при этом увеличился с 45 до 48 страниц. Эксперты объясняют эту тенденцию тем, что студенты все реже копируют готовые тексты и чаще используют нейросети для редактирования и доработки собственных материалов.​

География ИИ-революции охватила все российские вузы без исключения. Среди выпускных квалификационных работ доля текстов с признаками генерации достигла 22,7%. Интересно, что в ТОП-10 университетов страны этот показатель составляет 16%, тогда как во второй десятке ведущих вузов — около 25%.​

Однако эксперты уверены, что реальные цифры значительно выше официальной статистики. Роман Душкин, старший преподаватель кафедры «Кибернетика» НИЯУ МИФИ, считает показатель в 24% заниженным. По его мнению, это свидетельствует лишь об использовании студентами слабых ИИ-моделей, которые система «Антиплагиат» способна детектировать.​

«Современные продвинутые модели — DeepSeek, Qwen, GPT, Gemini и Claude — не определяются никакими системами антиплагиата», — утверждает эксперт. Он выражает уверенность, что 100% студентов используют генерацию текстов, отмечая необходимость формирования новых навыков работы с цифровыми инструментами.

В ответ на растущие вызовы разработчики образовательной платформы «Филин» из экосистемы Сколково предлагают кардинально новый подход к проверке подлинности студенческих работ. Компания «Инноцифра», резидент Сколково,  представила свое решение для верификации авторства выпускных квалификационных работ.

Система работает следующим образом: когда ВКР загружается в платформу «Филин», искусственный интеллект автоматически генерирует персонализированные вопросы по содержанию работы. Эти вопросы затем предлагаются студенту для ответа, что позволяет убедиться в его глубоком понимании материала и реальном участии в написании диплома.

«Наша система не ищет следы использования ИИ, а проверяет фактическое понимание студентом собственной работы с помощью того же искусственного интеллекта», — поясняют разработчики платформы. Методика основана на том принципе, что даже если студент использовал нейросети для помощи в написании, он должен полностью разбираться в представленном материале и быть способным защитить каждый тезис.

Описанная тенденция свидетельствует о кардинальной трансформации образовательного процесса в эпоху искусственного интеллекта. Студенты адаптируются к новым технологиям быстрее, чем успевают измениться образовательные стандарты и методы оценки знаний. Поэтому так важно вовремя адаптироваться к новым реалиям, не запрещать ИИ-технологии, а формировать у молодых людей навыки их осознанного применения.