
Четвероногие безработные: как Голливуд забывает о своих звездах
Бизнес снабжения Голливуда животными для съемок действительно в кризисе. Компании, которые десятилетиями зарабатывали на аренде и дрессировке собак, кошек, лошадей и экзотических животных, теперь отчаянно ищут хоть какие-то заказы. Карин МакЭлхаттон, владелица Studio Animal Services, работающей на огромные кинопроекты вроде «Охотников за привидениями» и «C.S.I.», подтверждает: бизнес понял, что его попросту подменили.
Другие владельцы компаний признаются в еще более драматичных цифрах. Владельцы компании, которая сдает в аренду птиц и разнообразных животных, получает сейчас только 40 процентов от того количества заказов, что было до пандемии. «Я не помню последнего раза, когда нам заказывали дятла, — вздыхает она. — Стайка чаек, которая работала постоянно, за год получила ровно один контракт». Подобные истории повторяются в интервью всех крупных поставщиков животных для съемок.
Но за этой статистикой стоят события, которые никогда не обсуждаются открыто: животные в кино редко работают в комфортных условиях. Годы дрессировки под давлением, повторные дубли, громкие звуки, толпы людей, опасные трюки — всё это стресс для живого существа, которое не понимает, почему его заставляют делать то, что противоречит его природе. Животные на съемочных площадках работают не потому, что любят кино, а потому, что их научили подчиняться.
Организация PETA, которая десятилетиями борется за права животных в кинематографе, видит в замене живых актеров на цифровые образы не катастрофу, а решение проблемы. Лорен Томассон из PETA ясно формулирует позицию: «Это один из способов использования ИИ для действительно хорошего дела, которое заключается в прекращении страданий животных в индустрии развлечений».
Технологии позволяют студиям создавать то, что невозможно добиться при работе с реальными животными. Когда Харрисон Форд появился в фильме «Зов предков» 2020 года, его собака-компаньон была полностью цифровой, созданной по технологии захвата движений. На съемках фильма настоящей собаки не было. Это позволило режиссеру получить идеальный образ животного, которое делает ровно то, что нужно сцене, без стресса и риска для живого существа.
А современные ИИ-технологии позволяют создавать животных, которые выглядят абсолютно натурально, но при этом беспрекословно выполняют режиссерское видение. Нет непредсказуемости, нет стресса у животного, нет необходимости в жестких методах дрессировки. Цифровая собака не устанет, не испугается, не откажется делать опасный трюк. Это может показаться холодным с точки зрения искусства, но с точки зрения этики — это прогресс.
Деньги движут индустрию, и студиям действительно дешевле нарисовать животное один раз, чем нанимать тренеров, ветеринаров, координаторов безопасности и держать живых существ на съемочной площадке. Вопрос, который беспокоит оставшихся в деле профессионалов, звучит грустно: останемся ли мы вообще нужны? Вопрос, который должны задать себе защитники прав животных, звучит иначе: может ли исчезновение этих профессий быть ценой, которую общество готово заплатить за то, чтобы прекратить использование живых существ ради развлечения?